Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (926) 573-17-48
+7 (916) 416-51-93
kadom-krest@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Крест Распятие - Богоматерь Владычица и Победительница

Кириотисса – в церковной иконографии так называют изображение Богоматери, которая стоит в полный рост и поддерживает одной рукой Божественного младенца. Подобное изображение очень сильно похоже на Оранту, но отличается от неё тем, что она не молится, а только держит ребёнка на руках, что подчёркивает важность её миссии в данный момент и в целом для всего человечества.

 

Крестик Распятие - Божья Матерь Никопея Кириотисса

 

Этот образ ещё называют Никопея Кириотисса, что в переводе с греческого языка означает «Владычица и Победительница, а в народе её называют Богоматерь Никопея.

 

Эта икона пришла к нам из Византии, а создание оригинала приписывают самому апостолу Луке.

 

Своё название «Победительница» икона получила благодаря тому, что у её образа просили благословения перед боем императорские воины. Она всегда считалась хранительницей дома византийских императоров и передавалась из поколения в поколение.

 

Это маленький нательник, имеющий подвижное оглавие и его выполнение соответствует традициям искусств раннего христианского периода. Это сходство отражается в оформлении самого креста, которое выражает идеи богословия, актуальные для Церкви ранней, но и значимые в настоящее время.

 

Балка креста, которая лежит вертикально, чуть-чуть больше той, которая расположена горизонтально. Подобная форма являлась основой древней модели шестого – двенадцатого столетий. Символический смысл был один: четыре луча света, которые исходят из одной общей точки – Иисус Христос.

 

С лицевой стороны на кресте видно изображение Распятия. Христос стоит прямо, голова его поднята и обозначает только само понятие Распятия, не подчёркивая при этом крестных мук Христа и его смертного часа. Подобную форму называют Христом-Триумфатором, который победил смерть. Руки у Иисуса Христа распростёрты, и этим самым, он как бы пытается объединить народы всего мира, обещая при этом, что когда Он вознесётся с земли в Небеса, то привлечёт к Себе всех желающих идти за Ним. Главное – это добрая воля самого человека принять в своё сердце образ Иисуса Христа и его учение.

 

У подножия Голгофского Креста – потир (на изображении древних Распятий встречается часто). Видно, что из него проросла лоза винограда, которая обрамляет со всех сторон крест самого Иисуса Христа и переходит на подвижное бочкообразное оглавие.

 

Виноград – это очень популярный узор орнамента в искусстве христианства. В основание этого символа лежат произнесённые Спасителем когда-то слова, в которых он как раз и сравнивает себя с лозой винограда, Отца Небесного называет виноградарем, а всех учеников, которые поверили в Него и пошли за Ним – плодоносящей ветвью. Тогда же Иисус Христос предупреждал, что тот человек, кто не будет с Ним до конца, отвергнут будет и засохнет, как виноградная лоза, а потом будет брошена в огонь и сгорит. В Евангелии лоза винограда является символом Спасителя и символом Его духовной, приносящей добрые плоды Церкви.

 

Подобную трактовку данного образа можно встретить в раннем христианстве, а потом и в византийском искусстве.

 

Очень часто огромное значение земной Церкви передавалось через символическую связь подобного изображения с великим таинством Причастия. Так, иногда можно видеть образ птиц, являющихся символом душ человеческих, которые сидят на виноградной лозе и клюют виноград. Подтверждение этой символики можно рассмотреть в словах известного Климента Александрийского, который говорил, что виноградная лоза даёт вино, так как Слово Божие дало и свою кровь. Эта идея литургической крестной жертвы Иисуса Христа и нашло своё отражение с лицевой стороны данного изделия.

 

Обратная сторона крестика Распятие - Божия Матерь Владычица и Победительница

 

С обратной стороны изделия эта тема продолжает своё развитие. В центральной его части видно изображение прославленного в Византии образа Божией Матери, которую называют Кириотисса – Никопея (что в переводе означает «Побеждающая»). Её облик тоже как бы обвивает виноградная лоза.

 

Подобное изображение также встречается на нательных крестиках, сделанных в Византии и свидетельствуют о процессе самого Воплощения, представляя собой нетленный образ Церкви. И к тому же служит гарантией защиты и победы для того, кто носит этот крест.

 

В данном случае символ Церкви подчёркивается особенно чётко, благодаря изображению фигуры Богородицы, которая стоит, окружённая виноградной лозой. Изображение самого винограда тоже очень символично, потому что сама лоза состоит из двенадцати гроздей, что соответствует числу апостолов.

 

С лицевой стороны креста символика чисел тоже сохраняется.


В нашей мастерской можно заказать как ювелирные изделия от известного церковного мастера Юрия Федорова так и намогильные кресты с резьбой из дерева. Звоните и заказывайте!

 

Чтобы лучше понять образ Божией Матери Никопеи, необходимо вспомнить слова академика Н. П. Кондакова, который говорит о том, что изображение образа Богоматери в данном случае, когда она как бы подносит Предвечного Младенца ко всему миру, представляет тем самым всем христианам понимание высшего смысла того, что Сам Господь Бог и Спас готов прийти на помощь к этому миру. Эти слова в данном контексте имеют литургическое значение и при помощи определённых символов указывают на таинство Причастия.

 

Таким образом, главная богословская тема, которая выражена в изображении и оформлении данного креста - это восприятие Распятия как литургической жертвы Иисуса Христа и огромного значения таинства Причастия, которое предлагает всем христианам Православная Церковь.