Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Слово эколпион переводится как «носимый на груди» и представляется в виде креста из двух створок, а в его середину можно вложить святые мощи или какую-нибудь другую святыню православного христианства. Именно поэтому энколпионы всегда отличаются глубиной сакрального содержания и обязательно высоким уровнем техники исполнения.
Данный крест создавался не только как вид ювелирного изделия, которое всем своим видом повторяет образ древнего византийского энколпиона, очень сильно распространённого почти на всей территории Древней Руси десятого – тринадцатого столетий, но и должен своим видом, содержанием, формой, иконографией, цветом и символикой числа отразить богословские идеи того времени.
Крест именно такой формы был распространён в иконографии христианского православия: он состоит из четырёх утолщённых к концу балок, которые как четыре, постепенно расширяющихся потока света, исходят из общего центра. Именно такое изображение символа веры характеризует светоносность креста, которое было воспето древними песнопениями и отражено в содержании поучений отцов Церкви, а также изображает образ Иисуса Христа как символ источника света, несущего в этот мир саму Жизнь.
Каждый конец балки завершает маленький отросточек в виде капельки, который нужно понимать как:
• часть Христовой крови, которую он пролил на кресте за всё человечество;
• растительный элемент (раскрывающаяся почка дерева или распускающийся бутон цветка) - начало новой жизни;
• символ животворящей силы Креста.
В середине, соответствуя определённой конфигурации, в округлом медальончике находится изображение Нерукотворного образа Спасителя, который своими муками, принятыми на кресте и смертью, стал победителем ада и самой смерти. Вверху и внизу медальона хорошо видна надпись, в которой говорится, что Иисус Христос является победителем и была установлена ещё самим императором Константином.
Образ Иисуса Христа представлен в лучших православных традициях: Христос – Предвечный Иерей, круглый медальон обозначает небо, всю Вселенную и представляет собой окружность нимба Спасителя, который говорит о жертве Иисуса на кресте. Подобные медальоны содержат свои корни ещё в апокрифах об Образе Нерукотворном и в обязательном порядке присутствуют на большинстве древних икон Иисуса Христа.
На иконах также всегда присутствует таинство чисел:
• 3 – образ Троицы;
• 7 – семь таинств;
• 12 – символ образов двенадцати апостолов.
В данном случае приведённую выше символику развивает и дополняет изображение на плоскости креста с четырьмя расширяющимися балками, а в центре каждой из них мы можем видеть изображение креста в медальоне круглой формы и с точкой в центральной его части, которая и обозначает Иисуса Христа. А также мы здесь видим четыре орнаментальных элемента, расположенных по диагонали и которые символизируют четыре евангелиста и четыре Евангелия, от которых исходит сияние в четыре стороны света. На свободном пространстве креста расположены двенадцать точек, которые символизируют образы двенадцати апостолов, проводников Божьего Света.
Оглавие энколпиона представляет из себя популярную в церковной иконографии форму бочки, изображение которой представляет бочку, как сосуд, который содержит молодое вино, полученное с виноградной лозы. Такой образ очень часто можно встретить в искусстве раннего христианства. А также служители Церкви сравнивают этот бочонок с чашей и утверждают, что его можно считать символом Святого Причастия и самой Церкви Христа. Эта параллель проводится потому, что сам Спаситель отметил огромное значение виноградной лозы, сравнивая как бы себя с ней, а своих учеников с рождением новой жизни.
На обратной стороне энколпиона видно расположение в виде креста пяти круглых медальонов, внутри которых на греческом языке начертаны слова «свет» и «жизнь», которые символизируют не вещественный свет и биологическую жизнь человека, а их духовную сущность. А когда эти слова начертаны в крестообразной формуле, то они автоматически приближаются к значению символики самого креста. Соединения подобных понятий в один знак только усиливают его значение и действие. Именно поэтому, формула в виде символа веры распространилась по всей Византии и христианскому Востоку. Её изображение присутствовало на верхней одежде иерея, на энколпионах, на нательных крестах и амулетах, изготовленных из папируса. На обратной стороне кроме медальона с начертанной на греческом языке формулой, присутствует символический элемент, который дублирует лицевую часть и растительный орнамент, представляющий крест Древом Жизни.
Не случаен и выбор драгоценного материала для создания данного вида креста. Византия и Древняя Русь считали золото как бы символом Божьего света, солнца, царственного достоинства и является отображением самого образа Иисуса Христа. Цвета эмалей тоже содержат определённый символический смысл:
• красный – это цвет жертвенной крови самого Спасителя, очищающего небесного огня, животворящего тепла, символа Вечной Жизни и Воскресения;
• зелёный – цвет Вечной Жизни, которая была дарована всему человечеству Иисусом Христом, символом Древа Жизни и самого Христа, как дарителя этой жизни;
• синий – цвет неба, правды, цвет невозможности постигнуть Божественную сущность;
• белый – цвет чистой, невинной и святой души, цвет самого Рая, восставшего из мёртвых и преображённого Христа.
С внутренней стороны одной створки, которая является крышкой энколпиона, видно изображение орнаментального символа веры. А изнутри второй створки, которая является нишей для размещения святых мощей, на церковно-славянском языке начертана Иисусова молитва.